А.В. КУЗЬМИНОВА

Научный руководитель – Ю.А. ПОПОВ, д.т.н., профессор

 

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

 

ПРОЕКТ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Целью авторов является создание личностно-ориентированных интеллектуальных информационных и обучающих систем, нацеленных на быстрое усвоение учебного материала в конкретных предметных областях. Подобные системы, настраиваясь под учащегося, динамически выявляя его запас знаний и когнитивные способности, с учётом специфики памяти, психотипа, темперамента оптимизируют образовательный процесс заданием индивидуального суггестивного учебного курса.

Проект поддерживает отраслевую программу «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» на 2003 г. и последующие годы по пункту: «Разработка методологии и методики использования модульных, деятельностных и личностно-ориентированных технологий обучения в условиях реализации нового поколения образовательных стандартов».

 

1.     Описание проблемы

Несмотря на доказанную эффективность личностно-ориентированные технологии обучения практически отсутствуют на рынке и в учебном процессе не используются.

Темпы научной и методической разработки данной высокой технологии явно недостаточны.

Психокорректирующие системы, оптимизирующие познавательные процессы и способствующие увеличению творческого потенциала, как и суггестивные тексты учебного назначения, крайне необходимы как для сокращения сроков обучения специальным дисциплинам, так и для компенсации ухудшения психического здоровья молодого поколения РФ.

 

Несмотря на жёсткий отбор поступающих в МИФИ, на абитуриентах может сказаться влияние постперестроечной обстановки, совпавшей с периодом их созревания. Это – возрастающее влияние СМИ, пропагандирующих всевозможные развлечения, вседозволенность, жажда наживы, эгоцентризм и концентрация внимания на разнообразных потребностях.

Это влияние вызывает «правополушарность», когда правое полушарие развивается в ущерб левому, наделяя подростков и молодых людей повышенной эмоциональностью и поведенческими патологиями. При этом связь левого полушария – теория-разум – с правым полушарием – практика-сила – оказывается ослабленной.

По данным обследования за последние 7 лет 12 000 детей и подростков от 1 года до 20 лет в психбольнице № 2 г. Красногорск Московской области были получены следующие данные: в целом у постперестроечных «правополушарных» детей снижены высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ и контроль над обстановкой.

Здоровые, социально адаптированные дети составляют 12-14%. Дети с нервно-психическими отклонениями – 80%. Клинические формы психических нарушений составляют 6-8%.

 


2. Предложения по решению проблемы

Предлагается получение личностных характеристик абитуриентов на основе параметрического анализа текстов изложений и сочинений на вступительных экзаменах в МИФИ с использованием ПК САРТ.

Речевая деятельность напрямую связана с тремя уровнями словесно-логической памяти, определяющей возможности личности в трёх областях: теория (разум), организация (воля), практика (сила). Разработанный в МИФИ программный комплекс «Синтаксический анализатор ритмики текста» (ПК САРТ) на основе обработки текстов синтезирует параметрический портрет текста – триграмму, позволяющую оценить психоэмоциональную структуру личности, уровень её интеллекта, а также способности человека к теоретической, организационной и практической деятельности. Все характеристики действительны на момент составления текста.

 

3. Оценка влияния личностных характеристик абитуриентов на успеваемость при обучении в МИФИ

Для оценки были использованы триграммы текстов, взятых по случайной выборке, сочинений и изложений, а также успеваемость поступающих за 4 семестра (для изложений) и 8 семестров (для сочинений). Для определения психотипа личности на основе триграммы использовалась следующая классификация триграмм:

ГЭП – гиперэкстраверсия пассионарная;

ГЭН – гиперэкстраверсия неустойчивая;

ГЭА – гиперэкстраверсия апассионарная;

ЭА – экстраверсия пассионарная;

ЭГ – экстраверсия гармоничная;

ЭИА – экстраверсия интровертированная апассионарная;

ИГ – интроверсия гармоничная;

ИП – интроверсия пассионарная;

ИА – интроверсия апассионарная;

ГРПП – гармоничное развитие полушарий ГМ (левого и правого) пассионарное;

ГРПА – гармоничное развитие полушарий ГМ (левого и правого) апассионарное;

ГРПН – гармоничное развитие полушарий ГМ (левого и правого) неустойчивое;

ГРП – гармоничное развитие полушарий ГМ.

Каждая триграмма сопровождается суммарными оценками на экзаменах по 18 дисциплинам за 4 семестра и 24 дисциплинам за 8 семестров.

Ниже приведена выборка триграмм по текстам на вступительных экзаменах.

 

Текст — 2233

Комментарии

 

Фраз – 5; Предложений – 35;

Синтагм – 85; Слов – 474

6 – 5

8 – 4

4 – 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

8,00

12,08

20,08

0,66

2,04

средний

3,43

3,23

6,66

0,94

-0,1

нижний

6,58

6,24

12,81

0,94

-0,17

Общий объём

1712,88

ГЭП

Общая устойчивость

0,59

Текст — 2947

Комментарии

 

Фраз – 4; Предложений – 31;

Синтагм – 69; Слов – 332

3 — 5

7 — 4

8 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

8,75

20,62

29,37

0,42

5,93

средний

3,23

2,46

5,69

0,76

-0,38

нижний

5,81

6,14

11,95

0,94

0,16

Общий объём

1995,55

ГЭН

Общая устойчивость

0,3

Текст — 2970

Комментарии

 

Фраз – 5; Предложений – 43;

Синтагм – 91; Слов – 496

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

9,60

10,64

20,24

0,9

0,51

средний

3,12

2,10

5,22

0,67

-0,5

нижний

6,45

6,17

12,62

0,95

-0,14

Общий объём

1333,06

ГЭА

Общая устойчивость

0,58

Текст — 2971

Комментарии

 

Фраз – 13; Предложений – 49;

Синтагм – 94; Слов – 518

2 — 5

5 — 4

11 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

4,77

3,84

8,61

0,8

-0,46

средний

2,92

1,77

4,69

0,6

-0,57

нижний

6,51

5,69

12,20

0,87

-0,41

Общий объём

492,63

ЭИА

Общая устойчивость

0,42

Текст — 3665

Комментарии

 

Фраз – 18; Предложений – 36;

Синтагм – 83; Слов – 313

1 — 5

2 — 4

15 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

3,00

3,36

6,36

0,89

0,18

средний

3,31

3,37

6,68

0,97

0,03

нижний

4,77

4,98

9,75

0,95

0,1

Общий объём

414,37

ИГ

Общая устойчивость

0,83

Текст — 3882

Комментарии

 

Фраз – 6; Предложений – 37;

Синтагм – 85; Слов – 473

4 — 5

4 — 4

8 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

7,17

5,57

12,74

0,77

-0,79

средний

3,30

2,82

6,12

0,85

-0,23

нижний

6,56

5,46

12,03

0,83

-0,55

Общий объём

937,93

ЭА

Общая устойчивость

0,55

Текст — 6058

Комментарии

 

Фраз – 12; Предложений – 53;

Синтагм – 98; Слов – 533

8 — 5

6 — 4

4 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

5,42

6,90

12,32

0,78

0,74

средний

2,85

2,30

5,15

0,8

-0,27

нижний

6,44

6,05

12,49

0,93

-0,19

Общий объём

792,18

ГРПП

Общая устойчивость

0,59

Текст — 4603

Комментарии

 

Фраз – 5; Предложений – 22;

Синтагм – 48; Слов – 325

2 — 4

16 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

5,40

7,01

12,41

0,76

0,8

средний

3,18

2,44

5,62

0,76

-0,37

нижний

7,77

7,28

15,05

0,93

-0,24

Общий объём

1050,42

ГРПН

Общая устойчивость

0,55

Текст — 1317

Комментарии

 

Фраз – 11; Предложений – 49;

Синтагм – 87; Слов – 458

— нет

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

5,45

5,24

10,70

0,96

-0,1

средний

2,78

1,88

4,66

0,67

-0,44

нижний

6,26

5,58

11,84

0,89

-0,34

Общий объём

590,11

ГРПА

Общая устойчивость

0,58

Текст — 6064

Комментарии

 

Фраз – 7; Предложений – 30;

Синтагм – 57; Слов – 308

4 — 5

7 — 4

7 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

5,29

6,19

11,47

0,85

0,45

средний

2,90

2,31

5,21

0,79

-0,29

нижний

6,40

5,50

11,90

0,85

-0,45

Общий объём

711,67

ГРП

Общая устойчивость

0,58

Текст — 4501

Комментарии

 

Фраз – 18; Предложений – 61;

Синтагм – 273; Слов – 1378

2 — 5

11 — 4

21 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

4,39

3,57

7,96

0,81

-0,4

средний

5,48

4,96

10,44

0,9

-0,25

нижний

6,05

6,56

12,61

0,92

0,25

Общий объём

1048,11

ИА

Общая устойчивость

0,67

Текст — 5473

Комментарии

 

Фраз – 5; Предложений – 28;

Синтагм – 78; Слов – 362

4 — 5

7 — 4

23 — 3

Уровни памяти

Объёмы уровней

устойчивость

смещение

пост

перем

общ

верхний

6,60

6,57

13,17

0,99

-0,01

средний

3,79

2,46

6,24

0,64

-0,66

нижний

5,64

5,33

10,97

0,94

-0,15

Общий объём

901,66

ЭГ

Общая устойчивость

0,6

 

Зрелый человек в среднем на 1 фразу затрачивает 5 предложений по 13 слов, включая связки из 2-3 слов – синтагм, выделяемых в предложении знаками препинания. Читатель может сам убедиться, насколько абитуриенты отличаются от зрелой личности.

Анализ текстов изложений и сочинений на вступительных экзаменах 15 абитуриентов по случайной выборке показал, что среди них: интровертов – 1, экстравертов – 3, гиперэкстравертов ‑ 4, и лиц с гармонических развитием правого и левого полушария – 6.

Пассионарность характеризует активность, творческий потенциал.

Апассионарность – отсутствие творческих порывов, осторожность, подавленность.

Гиперпассионарность при доминировании правого полушария ведёт к неустойчивости.

Интроверсия при малом общем объёме уровней памяти – малом масштабе личности – снижает потенции человека.

Наибольшие успехи в учёбе имеют личности с ГРПП (текст 6058).

Апассионарность и неустойчивость триграмм снижает успеваемость, в чём могут убедиться читатели.

 

Заключение

Первый скромный опыт анализа текстов поступающих в МИФИ лиц показал, что соотнесение психоэмоционального типа абитуриентов, масштаба их личности и успеваемости может использоваться в реальных образовательных технологиях с психокорректирующими системами, активизирующими познавательные процессы и способствующими увеличению творческого потенциала личности.

Анализ триграмм показал, что «постперестроечная» дефективная психика не зафиксирована в данной случайной выборке.

 

Список литературы

 

1.        Психолингвистические технологии оценки личности/ Лубченков Ю.Н., Попов Ю.А., Рыжков В.И., Карпов А.Ю.; Под ред. канд. психол. наук Д.В. Поспелова. М., 2001.

2.        Карпов А.Ю. (руководитель проекта Попов Ю.А.) ПК САРТ как базовое инструментальное средство для реализации головных проектов языковой инженерии // Науч. сессия МИФИ-2002: Сб. науч. тр. В 14 т. М.: МИФИ, 2002. Т. 11. С. 79.

3.        Завадцев Д.А., Карпов А.Ю., Кузьминова А.В. (руководители проекта Попов Ю.А., Рыжков В.И.) Интерфейс «человек-компьютер», обеспечивающий совместимость на эмоционально-интеллектуальном уровне // Научная сессия МИФИ-2000, Сб. науч. тр. В 13 т. М.: МИФИ, 2000. Т. 11. С. 42.